От никому не известного изобретателя до мировой легенды: тайны создания культовой ‘Змейки’

Современные мобильные игры часто предлагают продвинутую графику и геймплей, ничуть не уступающий консольному. Но некоторые старые, казалось бы, давно устаревшие проекты вошли в историю как вечная классика. Среди них — «Тетрис» и «Змейка». Если история «Тетриса» хорошо известна благодаря его создателю Алексею Пажитнову, то у «Змейки» история более туманна. Впрочем, у нее тоже есть автор, и мало кому известен тот факт, когда и как появилась эта культовая игра. Давайте разберемся.

Кто впервые придумал «Змейку»?

Одним из первых прообразов «Змейки» стала игра Blockade, выпущенная в 1976 году для аркадных автоматов Gremlin. Назвать точное имя геймдизайнера затруднительно: одни источники упоминают Грегора Йовца, другие говорят о целой команде в составе Лейна Хаука, Эго Киса и Боба Пекареро. Концепция уже тогда была схожей: на экране двигались стрелочки, оставляющие за собой «хвост». Два игрока соревновались, пытаясь не врезаться друг в друга, причем никаких точек для сбора еще не было.

Не стоит удивляться простоте: в 1970-х индустрия игр только зарождалась. Blockade выглядела примитивно, но для того времени это был эксперимент, открывавший дорогу новым идеям. Однако со временем идея потеряла популярность, и мало кто вспомнил бы о Blockade, если бы через двадцать лет ее усовершенствованный вариант не оказался в кармане миллионов людей по всему миру.

Кто сделал «Змейку» легендарной

Человек, благодаря которому «Змейка» стала всемирно известной, — финский разработчик программного обеспечения Танели Арманто. В 1995 году он пришел работать в Nokia — компанию, чьи мобильные телефоны быстро завоевывали рынок. Тогда руководство захотело добавить в новые модели простые встроенные игры, чтобы развлечь пользователей.

Арманто сначала хотел адаптировать «Тетрис», но правообладатели запросили отчисления за каждое проданное устройство, что было для Nokia неприемлемо. Тогда разработчик изучил другие концепции и вспомнил про Blockade. Он переработал ее под одного игрока и добавил новые элементы геймплея: на поле стали появляться точки, которые нужно было собирать, чтобы «змейка» удлинялась и ускорялась. Игра стала сложнее и динамичнее. Если столкнетесь со стеной или собственным хвостом, сессия заканчивалась, а рекорд фиксировался в памяти телефона.

В условиях ограниченных ресурсов мобильного телефона (крошечный экран, минимум оперативной памяти, маленькая вычислительная мощность) Танели придумал игру, которая оказалась невероятно увлекательной. Максимальное число очков в оригинальной версии составляло 5488 — к этому моменту «змейка» заполняла весь экран. Любопытно, что разработчик никогда сам не достигал этого результата и считал, что ставить игру на паузу для продумывания хода — читерство.

Почему «Змейка» стала культовой

«Змейка» получила всемирную известность благодаря распространению на миллионы мобильных телефонов Nokia. В конце 1990-х — начале 2000-х «трубки» с этой игрой были в кармане у каждого второго. Люди состязались между собой в набранных очках, вырабатывали собственные стратегии и с удовольствием возвращались к игре даже в эпоху 3D-графики. Её простота и понятность, доступность и соревнование за рекорд сделали «Змейку» настоящей классикой, равной по статусу «Тетрису» и другим легендарным играм.

Сегодня «Змейку» можно найти в различных вариантах и на разных платформах, но суть остается прежней: это проверка реакции, планирования и умения без паузы преодолевать саму себя. Благодаря Танели Арманто и удачному стечению обстоятельств «Змейка» стала одним из символов эпохи мобильных технологий и простой, но захватывающей геймплейной классики.

Успех «Змейки»

Простота в освоении при высокой сложности достижения мастерства, а также оглушительная популярность телефона Nokia 6110, выпущенного в 1998 году, сделали «Змейку» настоящей легендой. Именно она привлекла к видеоиграм тех, кто раньше не считал этот вид досуга интересным или достойным внимания.

По данным Nokia, на разных платформах и в разных вариациях было выпущено около 350 миллионов копий «Змейки». Сам создатель полагает, что реальное число может быть еще больше. Любопытный факт: в свое время компания Nokia организовывала киберспортивные турниры по «Змейке». В 2017 году, когда состоялся перезапуск культовой Nokia 3310, эта традиция была возрождена и использовалась в рекламных целях.

Со временем Nokia представила несколько усовершенствованных версий, включая «Змейку 2» с новыми препятствиями, а в 2008 году на платформе N-Gage 2.0 вышла Snakes Subsonic, оформившаяся в полноценный 3D-проект. Многие эксперты игровой индустрии ставят «Змейку» в один ряд с такими знаковыми проектами, как Pong, Pac-Man или Space Invaders, поскольку она сыграла важную роль в развитии культуры мобильных игр.

Автор «Змейки», Танели Арманто, не стал звездой геймдизайна и не приобрел славу, сопоставимую со своим детищем. Он проработал в Nokia 16 лет, а позже продолжил карьеру программиста в других компаниях. Судя по данным его профиля в профессиональной социальной сети LinkedIn, сейчас он занимает должность системного архитектора в компании Ineo Oy.

Лучшие версии «Змейки» для ПК

«Змейка» превратилась в целый игровой жанр, популярный и сегодня. Среди тысяч клонов можно выделить несколько современных интерпретаций:

Slither.io

Одна из самых популярных современных версий, доступная прямо в браузере и на смартфонах. Концептуально близка к исходной Blockade, но теперь на поле могут одновременно находиться сотни игроков. Вместо точек здесь светящиеся шарики, а цель — удлинить свою змейку, избегая столкновений с другими. Это динамично, сложно и невероятно азартно.

Snake vs. Block

В этой вариации нужно не только собирать точки, но и регулярно сокращать длину змейки, сталкиваясь с блоками, число на которых меньше длины «хвоста». Игрокам приходится быстро считать и принимать решения. На первый взгляд звучит запутанно, но на деле все понятно и увлекательно.

Snake Attack

Идея похожа на Slither.io: собираете фрукты для удлинения змейки, избегаете соперников и при желании мешаете им. Правила старые, но графика и физика движения другие, что позволяет взглянуть на жанр под новым углом.

«Змейка» в лабиринте

Необычная версия, где сбор точек не удлиняет, а возвращает змейку к исходному размеру, а каждый поворот уровня увеличивает её длину и скорость. Двигаться можно только направо, а уровни — сложные фигуры. Прекрасная тренировка пространственного мышления.

Классическая «Змейка»

Если душа требует оригинала, а старого телефона Nokia под рукой нет, можно запустить браузерный ремейк классической «Змейки». Экран больше, а суть прежняя: собирать точки, не врезаясь в собственный хвост. Игра способна вызвать приятную ностальгию.

Итог

Успех «Змейки» — результат сочетания простоты, доступности и соревновательного духа. Она стала символом эпохи, внесшим огромный вклад в популяризацию мобильных игр, и до сих пор продолжает вдохновлять геймдизайнеров на создание новых необычных вариаций.

0
Контакты
Магазин в ТЦ «Флагман Дисконт»
Телефон: +7 (3412) 95-69-76
Ежедневно: с 10:00 до 20:00.
Магазин в ТРК «Петровский»
Телефон: +7 (3412) 95-69-66
Ежедневно: с 10:00 до 22:00.
Укажите ваш город
Изменение города
При изменении города, статус наличия товаров в вашем заказе, цены и условия доставки могут измениться
Как вам удобнее с нами связаться?
ВКонтакте
Написать сообщение