Перед взлетом бортпроводники просят пассажиров поднять спинки кресел, убрать столики и перевести телефоны в авиарежим. Если с первыми пунктами все понятно, то необходимость авиарежима вызывает вопросы: действительно ли маленький смартфон может повлиять на работу огромного самолета? Разберёмся.
Да, может. Активный смартфон создает электромагнитное излучение, которое может влиять на работу авиационного оборудования. Причин для беспокойства две:
Мобильные телефоны работают на частотах, которые могут частично совпадать с частотами связи пилотов с диспетчерами. Это приводит к электромагнитным помехам, из-за которых пилот может не расслышать важное сообщение.
Представьте ситуацию:
Самолет готовится к взлету, диспетчер сообщает пилоту о возможности выехать на полосу после посадки другого борта. Из-за помех часть сообщения может быть искажена, и пилот может неверно оценить ситуацию, заняв полосу в момент, когда другой самолет идет на посадку.
Хотя крупные аэропорты оснащены системами, которые помогают минимизировать такие риски, в небольших воздушных гаванях подобные системы могут отсутствовать. Это повышает вероятность ошибки.
Электромагнитное излучение смартфонов может снижать точность работы авионики — навигационных приборов самолета. Это может привести к следующим последствиям:
Авиарежим отключает беспроводные соединения телефона, включая мобильные сети, Wi-Fi и Bluetooth. Это значительно снижает электромагнитное излучение устройства, делая его безопасным для авионики.
Даже если вы не используете телефон, а просто оставили его включенным, он автоматически пытается подключиться к ближайшим базовым станциям. Этот процесс создает помехи, которые могут повлиять на оборудование самолета.
Бортпроводники прекрасно знают, что не все пассажиры переводят свои устройства в авиарежим. Однако отсутствие немедленных последствий не означает, что это безопасно.
Влияние сотовой связи на оборудование самолёта носит накопительный характер. Если пару устройств останутся активными, ничего страшного не произойдёт. Но если половина или даже треть пассажиров пренебрегут инструкцией, уровень электромагнитного фона может возрасти до критической отметки, создавая риски для систем связи и навигации самолёта.
Лучше воздержаться. Именно во время подготовки к взлёту пилоты наиболее активно общаются с диспетчерами, а помехи в этот момент могут быть особенно критичными.
Переведите телефон в авиарежим, как только об этом попросят бортпроводники, и не включайте его обратно до полной остановки самолёта после посадки.
Чаще всего это происходит во время взлёта или посадки. В эти моменты важно быть максимально сосредоточенным, слушать инструкции и видеть, что происходит вокруг. Наушники могут отвлечь вас и замедлить реакцию в случае экстренной ситуации.
Во время самого полёта наушники безопасны, и вы можете использовать их, когда самолёт достигнет крейсерской высоты или полностью завершит посадку.
Перевод телефона в авиарежим — это не просто формальность, а важная мера для предотвращения помех в работе оборудования самолёта. Взлёт и посадка требуют максимальной концентрации экипажа и пассажиров, поэтому в эти моменты важно следовать инструкциям и воздерживаться от использования техники.
Ваше внимание и соблюдение правил — вклад в безопасность всех на борту.