Выход новой версии популярной VR-гарнитуры от Meta* ждали с большим интересом, особенно на фоне противоречивых отзывов о дорогой Pro-версии. Смогла ли команда под руководством Марка Цукерберга превзойти предыдущие версии?
Meta* Quest 3 стал долгожданным обновлением после Meta* Quest Pro, который оставил пользователей в недоумении из-за своей высокой цены и спорной функциональности. Quest Pro, ориентированный на бизнес-аудиторию, предлагался за внушительные $1500, но по ощущениям был недоработанным продуктом. В отличие от него, Quest 3, представленный 10 октября 2023 года, значительно улучшен по сравнению с предшественником. Он стал более мощным, компактным и доступным — его цена почти в три раза ниже, чем у Pro-версии.
Meta* Quest 3 — это автономная VR-гарнитура, не требующая подключения к ПК или консолям. Новая модель оснащена процессором Qualcomm Snapdragon XR2 Gen 2 с 8 ГБ оперативной памяти. Угол обзора составляет 110 градусов по горизонтали и 92 по вертикали, что может немного варьироваться в зависимости от формы лица и ношения очков. Гарнитура доступна в двух версиях — с памятью на 128 ГБ и на 512 ГБ. Она весит около 512 грамм, что немного легче Quest 2.
Одним из значительных улучшений стали два экрана с разрешением 2064x2208 пикселей на каждый глаз, с частотой обновления до 120 Гц. Это лучший показатель в линейке Quest. Однако экраны все еще LCD, а не OLED, как в первой версии или в PSVR2. Поэтому глубоких черных цветов или адаптивной подсветки, как в Pro-версии, ожидать не стоит.
Но главное преимущество Quest 3 — это улучшенная оптика. В отличие от PSVR2, гарнитура использует «панкейк линзы», что позволило сократить её размеры более чем вдвое и устранить размытие по краям изображения и хроматические аберрации, характерные для предыдущих моделей.
В Meta* Quest 3 практически отсутствует проблема зоны фокусировки (sweetspot), и весь экран всегда остаётся четким, независимо от того, как вы надеваете шлем. Новая система регулировки межзрачкового расстояния с диапазоном от 55 до 72 мм удобна и точна. В отличие от некоторых других шлемов, таких как PSVR2, здесь не наблюдается раздвоение изображения в темных или контрастных сценах.
Однако есть и один нюанс — «москитная сетка» (видимые пиксели). Она заметна, особенно на темных фонах или при старте системы, но её можно игнорировать, если не обращать на это внимание. В PSVR2 этой проблемы нет, но там возникает другой недостаток — эффект «Мура», вызванный особенностями OLED-экранов.
В целом, в выборе между PSVR2 и Quest 3 победителя нет. У PSVR2 лучше цвета и HDR, но он страдает от размытия изображения по краям. У Quest 3 превосходная четкость и отсутствие размытия, но слабые контрастность и цветопередача.
Хотя Quest 3 стал на 20 грамм легче предыдущей версии, это не особенно заметно на практике. Однако благодаря компактности передняя часть шлема больше не перевешивает вперёд, как в Quest 2, что улучшает распределение веса и снижает нагрузку на лицо. Тем не менее, вопрос комфорта остаётся индивидуальным — на рынке нет универсальной гарнитуры, подходящей всем пользователям. Однако этот нюанс может быть решен покупкой дополнительных аксессуаров.
Важно отметить, что крепления Quest 3 не совместимы с предыдущей моделью Quest 2, что может стать проблемой для пользователей, которые уже приобрели аксессуары для старой версии.
Новая VR-гарнитура Meta* Quest 3 получила обновлённую версию контроллеров — Meta* Touch 3. Главное изменение в дизайне — отсутствие привычных колец для отслеживания движений. Однако, технология ИК-датчиков осталась той же: датчики расположены по окружности площадки со стиками и кнопками, а дополнительный датчик скрыт в рукоятке. Контроллеры всё ещё отлично справляются с отслеживанием движений, хотя иногда бывают небольшие сбои, когда руки находятся над головой, поскольку у Quest 3 камеры для отслеживания перенесены с верхней части на переднюю.
Контроллеры питаются от одной АА-батарейки, которая может служить несколько недель при активном использовании. Крышка батарейного отсека стала надёжнее и больше не соскальзывает, как это бывало у контроллеров предыдущих моделей.
Что касается вибрации, она осталась на прежнем уровне — слабая, но лучше, чем у контроллеров Vive. Для тех, кто хочет большего, есть возможность приобрести контроллеры от Quest Pro с прорезиненными ручками, алюминиевой площадкой, встроенным аккумулятором и трёхзонной вибрацией. Однако такое удовольствие стоит около $250, что может показаться излишне дорогим дополнением.
Важно помнить, что контроллеры Touch 3 не совместимы с Quest 2, а контроллеры Touch 2 — с Quest 3. Контроллеры Quest Pro, напротив, работают со всеми устройствами линейки Quest, включая Quest 2, Quest 3 и Pro-версии.
Meta* Quest 3 сделала акцент на возможностях дополненной реальности (AR). Несмотря на скепсис со стороны пользователей, эти функции заслуживают внимания. Quest 3 — одна из самых доступных гарнитур смешанной реальности (MR) на рынке, оснащённая передовыми технологиями AR.
В отличие от Quest Pro, где камера работала через систему «костылей» — чёрно-белое изображение с инфракрасных камер накладывалось на плоскую цветную картинку — в Quest 3 используются полноценные стереоскопические камеры, передающие правильные цвета и глубину изображения. Это делает Quest 3 первой гарнитурой с полноценной цветной сквозной камерой и точной передачей глубины.
Однако, несмотря на продуманную технологию и хорошо работающий софт, камеры не всегда справляются с задачей. Качество изображения страдает при слабом освещении — картинка мерцает от источников света, а на улице или в ярко освещённых помещениях изображение часто пересвечивается, «выжигая» белые полутона. Из-за этого не удастся читать уведомления на телефоне или работать с текстом на ПК через сквозную камеру, не приближаясь вплотную к экрану. Камерам не хватает мегапикселей и способности правильно работать с контрастом.
Но несмотря на эти недостатки, Quest 3 впечатляет возможностями дополненной реальности. Гарнитура может сканировать вашу комнату и использовать её для создания уникального игрового пространства. Например, стены могут «взорваться», открывая портал в другой мир, откуда выползают монстры и перепрыгивают через ваши мебель. Это действительно поражает, хотя эмоции от таких сценариев быстро проходят.
Более того, Quest 3 способна сканировать всю комнату и использовать её для создания игровых уровней, по которым вы управляете героем. Если вы перейдёте в другую комнату, игра автоматически перестроится под новое пространство. Такой уровень взаимодействия с виртуальным и реальным миром открывает новые перспективы для игровых разработчиков и любителей VR.
Дополненная реальность в Meta* Quest 3 может не стать массовым явлением, но это именно те уникальные эмоции, за которыми пользователи приходят в виртуальные миры и которые задают направление для развития будущих технологий.
Игровая библиотека Quest 3 — это его сильная сторона. Несмотря на то, что Quest 2 продался тиражом свыше 20 миллионов устройств и всё ещё поддерживается разработчиками, пользователи Quest 3 могут наслаждаться широкой библиотекой игр с оптимизированной графикой и улучшенным геймплеем. Разработчики активно адаптируют свои проекты под новое железо Quest 3, что делает переход на новое устройство плавным и безболезненным.
Большинство популярных игр уже получили патчи, которые раскрывают потенциал нового мощного чипа Quest 3. Например, игра Asgard's Wrath 2, которая идёт в комплекте с каждым Quest 3 бесплатно, показывает потрясающую графику и глубокое погружение благодаря адаптированным улучшениям для нового устройства. Популярность игры настолько велика, что сервера Meta* были перегружены в первые дни релиза. Однако владельцы Quest 3 могут наслаждаться игрой с улучшенной графикой и повышенной производительностью.
Также многие игры из магазина Quest получили обновления для полного использования возможностей Quest 3. На каждой второй игре стоит отметка о поддержке нового железа, что обеспечивает улучшенную графику, более высокую частоту кадров и оптимизированные эффекты.
Примером отличной оптимизации является Assassin's Creed Nexus VR. Эта игра демонстрирует выдающуюся графику и геймплей на Quest 3. При полной графике и 90 кадрах в секунду игра показывает все преимущества мощного железа, предоставляя непередаваемый опыт виртуальной реальности. Однако при максимальной нагрузке аккумулятор разряжается примерно за 1 час 20 минут, а шлем ощутимо нагревается. Пользователь может не чувствовать это во время игры, но при снятии шлема становится очевидно, насколько он нагрелся. Тем не менее, эта проблема легко решается покупкой дополнительных внешних аккумуляторов, что позволяет значительно увеличить время игры. С дополнительными батареями можно играть до 5-6 часов без перерывов, обеспечивая комфортное использование гарнитуры для долгих игровых сессий.
Важно отметить, что Quest 3, как и его предшественники, не поддерживает протоколы быстрой зарядки. Независимо от того, какой блок питания вы используете (20 Вт, 45 Вт или 90 Вт), время полной зарядки с 0 до 100% составит около 2 часов 10 минут.
Если вы живёте в России, стоит быть готовым к определённым трудностям при первом включении и активации Meta* Quest 3. Хотя установка игр и доступ к магазину проходят без проблем, активация устройства и обновления могут потребовать дополнительных действий. Особо беспокоиться не стоит — в интернете доступно множество гайдов и инструкций, которые подробно объясняют, как успешно активировать устройство и решить возможные проблемы с доступом.
Meta* Quest 3 — это впечатляющее устройство и качественный шаг вперёд для автономных VR-гарнитур. Инженеры учли ошибки предыдущих моделей и представили компактный, мощный и удобный шлем с передовыми AR-возможностями и усовершенствованной оптикой. Вдобавок к этому — огромная библиотека игр, включая эксклюзивы высокого качества.
Плюсы
Минусы
Пользователям в РФ придётся столкнуться с проблемами активации
*Meta – запрещённая на территории Российской Федерации экстремистская и террористическая организация.